Родители пяти- и шестилетних дошколят встают перед важными вопросами – в каком возрасте отдавать в школу ребенка и готов ли он к этому? Большинство украинских детей приходят в первый класс в 6 лет, но детские психологи утверждают, что возраст определяет готовность к школе.
Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому кто-то уже готов к школьному обучению после 5 лет, а кому-то и в 7 еще рано в школу.
Что такое готовность к школе и как ее проверить
Большинство считает, что умение читать, считать и писать – это и есть основной показатель готовности к школе. Но на самом деле готовность определяют не только знания, но и навыки и поведение, которые позволяют детям эффективно учиться и достигать в школе успехов. А для этого они должны обладать способностью концентрироваться, запоминать и мыслить.
Показатели готовности ребенка к школе:
● Физиологическая зрелость. Это один из главных критериев, отмечающий «скачок роста». В 5-7 лет дети начинают быстро расти, особенно отмечается существенное удлинение рук и ног. Для этого есть простой тест: попросите ребенка запрокинуть руку за головой и прикоснуться рукой уха с противоположной стороны. Результат показывает физиологическую зрелость ребенка.
● Зрелая игра. Ребёнок во время игры с игрушками не просто манипулирует ими, а создает сюжет. Это свидетельствует о развитом воображении. Также важным показателем есть возможность спокойно ждать своей очереди во время игр с передвижением фишек, а также без истерик воспринимает свое поражение.
● Навыки самообслуживания. Дошкольник умеет самостоятельно одеваться, есть, посещать туалет, ведь проблемы с этим могут быть в школе источником дополнительного стресса. Желание самостоятельности свидетельствует о том, что ребенок готов отделиться от родителей и не будет чувствовать себя в подобных случаях беспомощным.
● Опосредованное внимание и память. Способен ли ребенок запоминать стихи или песни целенаправленно, удерживать внимание на одном предмете, управлять своим вниманием? Когда эти процессы становятся произвольными, это свидетельствует о полноценном развитии лобного участка мозга, что также отвечает за развитие логической памяти.
● Абстрактное мышление. У «зрелого» ребенка вместо наглядного мышления развивается словесно-логическое, в языке появляются подрядные предложения и обобщающие слова. то есть будущий первоклассник может сравнивать предметы и понятия, обобщать и размышлять о том, что не находится в поле его зрения.
● Навыки общения. Будущий школьник должен уметь знакомиться, влиться в коллектив, просить о помощи, объяснять свои проблемы. Также важно, чтобы он умел слушать других, не перебивая.
● Волевая готовность. Может ли ребенок делать что-то, что не вызывает у него большого интереса или не доставляет немедленного удовольствия? Она также должна уметь при этом воспринимать и усваивать информацию.
Психологическую готовность обычно определяют педагоги и другие специалисты на подготовительных занятиях и с помощью специальной диагностики.
Мотивационная готовность ребенка к школе
Мотивация – это также важный критерий, который может показаться второстепенным. Но как учить ребенка, который совсем не хочет учиться? Или дошкольник думает, что школа – это интересное и веселое, а потом разочаровывается.
Советы родителям, чтобы помочь ребенку:
● Избегайте негативных отзывов о школе, учителях или системе образования. Позвольте ребенку получить свой опыт и сформировать свое отношение.
● Познакомьте малыша со школой. Просматривайте фильмы, посетите школу, где учились сами и ту, куда будет ходить ребенок.
Сначала ребенка будут переполнять эмоции от новых знакомств и общения, поэтому он будет с радостью ходить в школу. А чтобы не потерять этот интерес и мотивацию, нужно правильно организовывать как процесс обучения в школе, так и формировать положительное отношение ребенка к этому дому.